Новости GLORYAIR

Аналитическое исследование «Беспилотные летательные аппараты: регулирование. Опыт Китая. Часть 1

Выполнено в адрес участника Российско- Китайской Гильдии коммерции

ООО «Глори Эйр».



г. Москва, 2022 г


Аналитическое исследование «Беспилотные летательные аппараты: регулирование. Опыт Китая».


Аналитическое исследование проведено в целях адаптации опыта Китайской Народной Республики в области БПЛА, при реализации кластера беспилотных авиационных систем Республики Башкортостан.

Введение


КНР занимает одно из ведущих позиций в мире по производству БПЛА,  как гражданского,  так и  военного назначения. Первые БПЛА китайского производства появились еще в 40-х гг. прошлого столетия и предназначались исключительно для военной сферы. До 2010 г. БПЛА, в основе которых лежали военные разработки, активно использовались в научно-исследовательской и образовательной деятельности, для дистанционного наблюдения, мониторинга атмосферы и борьбы со стихийными бедствиями и др.
Начиная с 2010-х гг. военные технологии БПЛА пришли в гражданскую сферу. В настоящее время гражданские БПЛА широко используются бизнесом и обычными гражданами в строительной, архитектурной, фермерской, кинематографической и иных областях. На конец 2021 г. в КНР около 12600 организаций использовали в своей деятельности БПЛА. 70% гражданских БПЛА на мировом рынке приходится на Китай, внутреннее потребление китайский производитель обеспечивает на 85%. Рост продаж гражданских БПЛА внутри Китая растет опережающими темпами. К примеру, если в 2014 г. объем продаж составил около 20 тыс. гражданских БПЛА на сумму примерно в 4 млрд. юаней, то в 2021 г. – общая сумма превысила 87 млрд. юаней, а число производств БПЛА составило свыше 7 тыс. Нет сомнений, что в 2022 г. объем продаж военных и гражданских БПЛА в Китае превысит отметку в 100 млрд. юаней (15 млрд. долларов США). По прогнозам, на военные БПЛА придется около 35 млрд. юаней, на гражданские – 620 млрд. В некоторых независимых исследованиях дается прогноз роста промышленного производства БПЛА в Китае к 2026 г. на уровне 265,8 млрд. юаней (таблица ниже). Реальность такого прогноза трудно доказуема, но сам факт его существования свидетельствует о серьезных перспективах развития. 




Касаемо вопроса использования БПЛА в военной отрасли отметим, что информация об этом находится «под грифом», в открытых источниках размещается в крайне «урезанном» формате, либо, подается в качестве дезинформации для введения в заблуждение потенциального противника (США, Япония, Индия и др.). Также необходимо отметить, что китайские власти всячески скрывают реальные достижения технического характера в исследуемой сфере, полагая, что лидерство в производстве уникальный БПЛА позволит в будущем достигнуть больших успехов в ведении военных действий, борьбе с терроризмом и экстремизмом, проведении разведывательной деятельности на территории противника. Уже сейчас технологии БПЛА активно используются Китаем в правоохранительной деятельности.
В основе достигнутого прогресса в сфере промышленного производства БПЛА китайскими производителями лежит заимствование (по существу, прямое копирование) зарубежных передовых технологий. Китайские разработчики «изучили» прогрессивный опыт США, Японии, Израиля, Германии, Великобритании и др. стран, а затем перенесли их технологии на свое производство, иногда даже без внесения минимальных изменений в конструкцию и внешний вид. Такой подход позволил китайской промышленности добиться успехов в производстве БПЛА, и с течение времени занять лидирующие позиции в мире, постепенно вытесняя с национального и международного рынков иностранных производителей. К 2022 г. индустрия гражданских БПЛА в КНР оценивается примерно в 100 млрд. юаней и имеет тенденцию к ежегодному росту (до 2020 г. - 40%; с 2021 г. – свыше 25%; к 2025 году производство гражданский БПЛА должно достигнуть 180 млрд. юаней). Положительное влияние на развитие данной индустрии оказала пандемия коронавирусной инфекции, произошел «взрыв» потребления БПЛА в гражданской и административной сферах. БПЛА используются в КНР для дезинфекции территорий, контроля за передвижением населения в карантинных районах, контроля за соблюдением карантинного режима (ношение масок и т.п.), доставке лекарств и продуктов питания, в правоохранительной и иных смежных сферах, например в разведке (контроль за передвижением иностранных воздушных и водных военных судов, наблюдение за проводимыми военными учениями, ведении радиоэлектронной борьбы).
Согласно данным из различных источников, Китай не просто доминирует на глобальном рынке гражданских БПЛА, он является лидером по патентованию разработок в этой сфере. Основной производственной базой БПЛА выступает специальная экономическая зона Шэньчжэнь, где располагаются крупнейшие китайские инновационные гиганты. Шэньчжэнь также признан мировой «столицей дронов». Большинство компонентов для производства БПЛА Китай производит самостоятельно, включая электронику, программное обеспечение и аккумуляторы. К числу основных производителей БПЛА следует отнести: Китайскую авиационную промышленную корпорацию (AVIC/ 中 国 航 空 工 业 集 团) ; специализируется на разведывательно-ударных беспилотных комплексах; Китайскую аэрокосмическую научно-индустриальную корпорацию (CASIC/中国航天科工集团) и её подразделение Третью академию (中国航天科工飞航技术研究院(第三研究院), которая осуществляет разработку крылатых ракет и БПЛА; 365-й Исследовательский институт беспилотной авиации при Северо-западном политехническом университете в г. Сиань (ASN Technology group/西安爱生技术集团公司), который насыщает 90% внутреннего рынка, основной заказчик – армия (НОАК); крупнейшего в мире производителя беспилотных вертолетов Weifang Tianxiang Aerospace industry Co. Ltd. (г. Вэйфан, провинция Шаньдун/天翔航空工业集团有限公司), мирового лидера в производстве малых БПЛА DJI. По данным независимых исследований, на долю военных БПЛА в Китае приходится около 40% производства, гражданских – около 60% (таблица ниже).



Примечание: В настоящем исследовании мы в большей степени опирались на официальную информацию и статистику. Данные о реальном производстве БПЛА в КНР не находятся в открытом доступе и любые исследования в этой области не могут быть доказаны на основании точных цифр. Различные источники приводят отличные от других данные в исследуемой сфере. Так как указанные данные не являются официальными, они и не могут рассматриваться как абсолютно достоверные.



Крупные китайские производители БПЛА

Необходимость создания независимой от зарубежного инвестирования и разработок национальной индустрии БПЛА, привела к появлению в КНР целого ряда крупных производителей, формально являющихся частными компаниями, однако, контролируемых государством в лице военных и разведывательных органов.

К наиболее крупным «открытым» производителям БПЛА относятся:
1.   Компания DJI (大疆创新) (Da-Jiang Innovations, сайт на китайском языке
- https://we.dji.com/zh-CN, сайт на русском языке - https://www.dji.com/ru). Созданная в 2006 г. компания (головной офис в приморском городе Шэньчжэнь), в 2019 г. внесена в список Форбс как самая инновационная компания КНР, и в том же году включена в список 100 крупнейших китайских компаний.  DJI специализируется на производстве бытовых и коммерческих дронов, осуществляет объемные поставки в США на сумму
свыше 1 млрд. долларов (среди покупателей – ФБР и другие правоохранительные органы США). 18 декабря 2020 г. компания была включена в санкционный список американского правительства, однако продолжает работать на их рынке, хотя и с ограничениями. При этом, компания позиционирует себя как частная, а по качеству БПЛА превосходит многие западные аналоги. DJI имеет представительства в США, Германии, Польше, Японии, Австралии и занимает 80% мирового рынка продаж гражданских БПЛА.
По сообщениям из открытых китайских источников, 27 апреля 2022 г. компания приостановила работу на территории Российской Федерации и Украины, в связи с обвинением США в использовании ее продукции российскими силами специального назначения во время проведения специальной операции. В США компанию также обвиняют в разведывательном наблюдении за военными объектами страны;
2.   Компания YUNEEC International ( 昊翔国际公司) (сайт на китайском языке - https://yuneec.cn/home.html). Крупный производитель БПЛА, базирующийся в Куньшань провинции Цзянсу. Основанная в 1999 г. в Гонконге., с 2003 г. имеет представительства в Шанхае, Лос-Анжелесе и Гамбурге. Специализируется на производстве коммерческих дронов.
3.   Компания Zerotech ( 零 度 智 控 ( 北 京 ) 智 能 科 技 有 限 公 司 ) (ZEROTECH(Beijing) IntelligenceTechnologyCo.,Ltd., сайт на китайском языке - https://www.zerotech.com/cn/index/). Создана в 2007 г. в Пекине и специализируется на производстве БПЛА для использования в сельском хозяйстве, строительстве и геодезии. Девиз компании: «BE SMART, BE INNOVATIVE». В 2012 г. Zerotech получила статус «Национального высокотехнологического предприятия». Имеет представительства в США и Канаде, ЕС и ОАЭ.
4.   Компания EHang (亿航智能) (Guangzhou EHang Intelligent Technology Co. Ltd) (сайт на китайском языке - https://www.ehang.com/cn/ сайт на английском языке - https://www.ehang.com/index.html). Созданная в 2014 г. компания (головной офис в приморском городе Гуандун), специализируется на производстве БПЛА (марка Ghost) для пассажирских и грузовых перевозок, тушения пожаров. Во время пандемии компания активно поставляла дроны для доставки продуктов питания в закрытые районы. В 2019 г. разместила свои акции в США (Nasdaq). В 2021 г. подверглась обвинениям в обмане, но смогла восстановиться после падения акций.
5.   Компания FLYPRO ( 深圳飞豹航天航空科技有限公司) (FLYPRO Aerospace Tech Co., Ltd.) (сайт на китайском языке – скрыт (http://www.flyprouav.com). Создана в 2012 г. на юге Китая (г. Шэньчжэнь). Специализируется больше на военных БПЛА, информация о компании в ограниченном доступе. Занимает ведущие позиции по производству БПЛА, включая ряд моделей гражданского назначения.
6.   Компания XAG (广州极飞科技股份有限公司) (сайт на китайском языке - https://www.xa.com/, сайт на английском языке - https://www.xa.com/en). Специализируется на производстве БПЛА для сельского хозяйства. Создана в 2007 г. в Гуанчжоу. На регулярной основе участвует в национальных и международных выставках достижений сельского хозяйства.
7.   Компания AEE (一电航空) (AEE Aviation Technology, сайт на китайском языке - http://www.aee.com/, сайт на английском языке - https://www.aeeusa.com/). Создана в 2012 г., работала на рынке под другим названием с 1999 г.. Головной офис в г. Шэньчжэнь. Имеет представительства в США, Европе, Канаде. Специализируется как на производстве БПЛА для военной и правоохранительной сфер, так и для гражданской сферы. С 2014 г. поставляет БПЛА на территорию Украины.
8.   Компания High Great ( 高 巨 创 新 ) (Shenzhen HighGreat Innovation Technology Development CO., LT, сайт на китайском языке - http://www.hg- fly.com/index.php, сайт на английском языке - http://www.hg- fly.com/en/index.php). Создана в 2014 г., головной офис в приморском городе Шэньчжэнь, входит в лидирующую тройку китайских производителей дронов, специализируется на организации крупных световых шоу (так, ею было проведено масштабное представление с одновременным полетом более 2000 дронов при праздновании дня образования КНР). Среди постоянных партнеров компании – крупнейшие китайские СМИ (CCTV, People’s Daily, агентство Синьхуа), а также платформы электронной коммерции. Одним из крупнейших покупателей, выступают среднеазиатские республики, например Узбекистан.
9.   Компания Damoda ( 大漠大 ) (Shenzhen DAMODA Intelligent Control Technology Co., Ltd) (сайт на китайском языке - https://www.dmduav.com/). Созданная в 2016 г. компания (головной офис в приморском городе Шэньчжэнь), специализируется на участии в государственных научно-технологических проектах, а также, организует масштабные световые шоу дронов, сотрудничает с Хуавэй и другими крупными бизнес корпорациями. При съемке рекламы корейского автопроизводителя, задействовала одновременно свыше 3 тыс. дронов, что явилось рекордном для данной индустрии.
10.   Компания Huimingjie (慧明捷) (Shenzhen Huimingjie Technology Co., Ltd.) (сайт на китайском языке - http://www.hmjtx.com/ сайт). Созданная в 2006 г. компания (головной офис в приморском городе Шэньчжэнь) специализируется на производстве дронов для органов общественной безопасности, пожарной службы, полиции КНР. Имеет сеть крупных представительств по всему Китаю.

Органы контроля за оборотом гражданских БПЛА.

Главным органом выступает Администрация гражданской авиации Китая (дословно с кит.: Управление гражданской авиации Китая) ( 中国民用航空局) (CAAC). Именно CAAC регистрирует БПЛА, выдает лицензии на их эксплуатацию БПЛА, лицензирует пилотов, определяет бесполетные зоны и т.д. Кроме указанного органа необходимо также отметить:
1) органы общественной безопасности – несут ответственность за расследование и пресечение незаконных полетов.
2) экономические отделы и отделы информационных технологий местных административных органов и правительства – контролируют производителей БПЛА и их продукцию.
3)  департаменты промышленности и торговли – регистрируют производителей БПЛА.
4) отделы надзора за безопасностью – отвечают за управление безопасностью гражданских БПЛА и комплексную целевую оценку безопасности их производства.
5) Главное таможенное управление – осуществляет надзор за ввозимыми гражданскими БПЛА.
6) Другие органы и организации. Например, региональные ассоциации гражданских БПЛА, отвечающие за взаимодействие между различными НИИ, производствами и разработчиками. Согласно действующему законодательству, данные ассоциации отчитываются о своей работе перед управлениями гражданской авиации каждые полгода.

Организации, осуществляющие подготовку операторов БПЛА

По мере развития рынка гражданских БПЛА, китайские производители и научно-исследовательские организации создали различные платформы (очные и дистанционные) по обучению операторов/пилотов. Активно внедряется система оценки квалификации операторов, тестирование их профессиональной пригодности. В основе обучения лежит принятое Министерством промышленности и информатизации 6 декабря 2017 г. «Руководящее мнение о стимулировании и нормализации развития производственной отрасли гражданских беспилотников». «Руководящее мнение» осуществляет поддержку подготовки операторов БПЛА, которая проводится в авиационных институтах Пекина (空航天大学), Нанкина (南京航空航天大学), Чанчжоу (常州航空技工学校) и др., а также в самих компаниях-производителях. От операторов требуется знание действующего законодательства в сфере БПЛА, метеорологии, основ аэродинамики и принципов управления полетами, навигации и др.
По статистике, с 2014 по 2018 гг., количество площадок по подготовке пилотов БПЛА с 18 достигло 337 . Происходит и рост лицензирования пилотов. Так в 2019 г. было выдано 67218 прав на управление БПЛА (больше на 22645, в сравнении с 2018 г.; рост на 50,8%), в 2020 г. – 88994 (больше на 27776 в сравнении с 2019 г., рост 32,4%).

Зоны беспилотной гражданской авиации

В целях развития индустрии БПЛА, привлечения инноваций со стороны разработчиков, китайское правительство создает экспериментальные зоны беспилотной гражданской авиации (экспериментальные логистическо-распределительные площадки беспилотной авиации - UCAEZ) для тестирования задач с использованием дронов. Зоны созданы вокруг крупнейших городов страны, включая Пекин и Шанхай (всего 13 зон) (民用无人驾驶航空试验区).

Соревнования среди БПЛА

В КНР на регулярной основе проводятся соревнования среди различных производителей и разработчиков БПЛА. Так, в середине октября 2021 г., подобное мероприятие состоялось в зоне свободной торговли Хайнань (Хайкоу). Принимаются нормативные документы, специально разработанные для организации соревнований. Например, Центр авиационного управления Главного государственного управление по спорту, 15 августа 2017 г. принял «Постановление о проведении открытого финала по БПЛА» (体育总局航管中心关于举办 2017 中国无人机公开赛总决赛的通知).

Выставки и конференции БПЛА в Китае

Китай на регулярной основе проводит различные выставочные мероприятия и научные конференции посвященные БПЛА. Основная цель – привлечь в данную сферу иностранных разработчиков, технологии, изучить прогрессивный опыт зарубежных компаний в сфере БПЛА. Ближайшая выставка (БПЛА China) пройдет в приморском городе Шэньчжоу с 1 по 3 июля. В ней планируют принять участие свыше 2 тыс. представителей из 50 стран и регионов.

Регулирование БПЛА

Единого закона в сфере БПЛА не существует. Регулирование гражданских БПЛА в КНР существенно отстает от их технического развития. Китайский законодатель предпочитает «ручное» управление, которое регламентируется подзаконными актами и решениями местных администраций. Подобный подход способствует естественному развитию, не создает препятствий на пути развития отрасли. Китайский регулятор вмешивается только в том случае, когда новые технологии и лица их использующие, посягают на государственную (национальную) безопасность страны.

Регулирование БПЛА осуществляется на трех уровнях:

1)  На уровне партийных и государственных программных документов, принимаемых Коммунистической партией Китая (КПК) и/или правительственными органами (часто совместно), выступающими в качестве главных регуляторов развития страны. В исследуемой сфере к ним относятся:
- Программа «Сделано в Китае — 2025» (中国制造 2025) обнародованная Государственным советом КНР 08.05.2015, в которой признана необходимость укрепления собственной инновационной базы, снижения зависимости от иностранных достижений в области науки и техники, развития новых отраслей, внедрения искусственного интеллекта, создания умного производства. Суть программы в создании собственных технических разработок, включая и БПЛА. В разделе «Аэрокосмическая техника» указано: «Ускорить разработку больших самолетов, своевременно приступить к разработке широкофюзеляжных пассажирских самолетов, стимулировать международное сотрудничество в разработке тяжелых вертолетов, способствовать индустриализации магистральных и региональных самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов». В политическом аспекте, данная программа выступает локомотивом разработок БПЛА в КНР;
- Программа-863 ( 国家高技术研究发展计划, Государственный план развития исследований в области высоких технологий), принята Государственным советом в ноябре 1986 г. Программа предполагает быстрое внедрение достижений науки и техники в производство. Хотя в ней и не содержится термин «БПЛА», однако разработки БПЛА вытекают из положений данного документа.
2)  На уровне законов и подзаконных актов, а также, правовых документов при отсутствии единого закона, регулирующего исследуемую сферу. К основным из них относятся:
- Закон КНР о гражданской авиации ( 中华人民共和国民用航空法), принят на 16-м заседании ПК ВСНП восьмого созыва 30 октября 1995 года, с изменениями от 27.08.2009, 24.04.2015, 07.11.2016, 04.11.2017, 29.12.2018, 29.04.2021. Это основной закон, опосредованно регулирующий БПЛА. Важной является ст.214 23, в ней установлено: «если Государственный совет, Центральная военная комиссия имеют иные положения об управлении беспилотными летательными аппаратами, то такие положения имеют преимущественную силу». Таким образом, законодатель отсылает к актам Госсовета (правительство КНР), подтверждая тезис о том, что в Китае сфера БПЛА регулируется законом слабо;
-  «Основные правила полетов Китайской Народной Республики» (中华人民共和国飞行基本规则), приняты Государственным советом и Центральным военным советом 24 июля 2000 г., в последней редакции 18.10.2007;
- «Правила управления и контроля за общими авиационными полетами» (通用航空飞行管制条例), приняты Государственным советом и Центральным военным советом 10 января 2003 г.;
- «Правила управления гражданскими аэропортами» (民用机场管理条例), приняты Государственным советом 13 апреля 2009 г., в последней редакции 02.03.2019;
- «Правила утверждения и управления полетами авиации общего назначения» (通用航空飞行任务审批与管理规定), приняты Генеральным штабом Народно-освободительной армии Китая и Администрацией гражданских полетов 6 ноября 2013 г.;
-  «Правила управления воздушным движением гражданских беспилотных авиационных систем» (民用无人驾驶航空器系统空中交通管理办法), приняты Администрацией гражданских полетов 21 сентября 2016 г.;
- «Положение об управлении регистрацией гражданских беспилотных летательных аппаратов с использованием системы реальных имен» (民用无人驾驶航空器实名制登记管理规定), принято Администрацией гражданской авиации Китая 16 мая 2017 г.;
-  «Правила организации воздушного движения гражданской авиации» (民用航空空中交通管理规则), приняты Министерством транспорта 29 сентября 2017 г.;
- «Правила управления коммерческими полетами гражданских беспилотных летательных аппаратов (временного действия)» (民用无人驾驶航空器经营性飞行活动管理办法(暂行)), приняты Администрацией гражданской авиации Китая 21 марта 2018 г. Документ представляет собой все еще «сырой» акт, в который будут внесены изменения в будущем (до этого Государственный совет совместно с Центральным военным советом обнародовали для публичного обсуждения содержание «Временного положения об управлении полетами БПЛА» (无人机飞行管理暂行条例), которое так и не был официально принято;
- «Положение об управлении полетами гражданских беспилотников» (民用无人机驾驶员管理规定), принято Администрацией гражданских полетов 31 августа 2018 г..


В контексте проводимого исследования, также, отметим следующие документы:
- «Руководящее мнение по общему техническому применению системы передачи данных "земля-воздух" для проведения полетов гражданской авиации на базе БПЛА» (в экспериментальном порядке) (基于无人机的民用航空飞行校验专用地空数据链系统通用技术应用指导意见(试行)), принято Администрацией гражданской авиации 25 января 2022 г.;
- «Нормализация услуг экспресс-доставки БПЛА» ( 无人机快递投递服务规范), документ принят Государственной почтой КНР и вступил в силу 1 января 2021 г.;
- «Положение об управлении летно-динамическими данными легких и малых гражданских беспилотных летательных аппаратов» (轻小型民用无人机飞行动态数据管理规定), принято Администрацией гражданской авиации 19 ноября 2019 г..

3) На уровне актов правотворчества, принимаемых местными органами власти. Несмотря на унитарную форму государственного устройства китайского государства, в сфере правотворчества, центральные власти предоставляют местным региональным властям широкие полномочия. При этом, в каждом регионе КНР могут действовать отличные друг от друга акты, в особенности, это касается инвестиционной и налоговой сфер. Это необходимо учитывать при исследовании вопросов правового регулирования БПЛА.
На региональном уровне отметим следующие акты правотворчества:
- «Правила управления гражданскими аэропортами пров. Цинхай» ( 青 海 省 民 用 机 场 管 理 条 例 ), приняты 30 мая 2019 г.. Такие акты приняты и в других регионах Китая: пров. Цзилин (26 мая 2015 г.); пров. Чжэцзян (17.07.2014), а также в Шанхае, Чунцине и др.;
- «Уведомление народного правительства пров. Цинхай об усилении управления безопасностью «низко летающих, медленных, малых» летательных аппаратов по типу беспилотных летательных аппаратов» (青海省人民政府关于加强无人机等“低慢小”航空器安全管理的通告), принято 2 марта 2021 г.
Такие же акты приняты в других регионах Китая: в пров. Гуйчжоу (23 сентября 2019 г.); пров. Гуандун (23 июня 2017 г.), а также в Шанхае, Сучжоу, Чжэньчжоу.
Основные положения приведенных выше актов состоят в следующем: 
для выполнения полетов БПЛА в КНР установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, который предусматривает направление в компетентные органы гражданской и военной авиации плана полета для получения разрешения на использование воздушного пространства. В большинстве случаев, дополнительно необходимо получать разрешение местных компетентных органов.


Читать далее: