Новости GLORYAIR

Аналитическое исследование «Беспилотные летательные аппараты: регулирование. Опыт Китая. Часть 2

Часть 2
Обязательная регистрация БПЛА

Обязательная регистрация гражданских БПЛА осуществляется на Единой государственной цифровой платформе для организации полетов БПЛА - https://uas.caac.gov.cn (民用无人驾驶航空器综合管理平台) (вес более 250 гр.) Для БПЛА до 250 гр. регистрация не требуется. Платформа работает на китайских ресурсах, что обеспечивает высокий уровень безопасности данных и контроль со стороны регулятора; данные хранятся в Китае, их передача за рубеж запрещена. При регистрации обязательно указание полных действительных данных собственника и полной информации на устройство, а также целей использования. При регистрации на физическое лицо, обязательно наличие у него гражданства Китайской Народной Республики; при регистрации на организацию – обязательно наличии юридического лица на территории КНР. Благодаря данной норме, физическое и/или юридическое лицо может привлекаться к административной и уголовной ответственности.
После прохождения процедуры регистрации, на БПЛА монтируется идентификационная регистрационная наклейка с QR-кодом/номером, при этом действует принцип: «один аппарат – один код» ( 一 机 一 码 ). Для 100% идентификации БПЛА, присвоенный номер состоит из 11 цифр-букв, первые три буквы – UAS, последующие 8 – цифры, означающие учетный номер БПЛА (например: UAS00000003). QR-код содержит информацию о заводе-изготовителе, наименовании продукции, серийном номере, дате регистрации, данных физического или юридического лица, на которое БПЛА зарегистрирован, а также контактную информацию владельца. Также, БПЛА присваивается «Регистрационный номер реального имени», который относится к номеру, автоматически присваиваемому после завершения регистрации в системе регистрации реального имени беспилотных летательных аппаратов. Администрацией гражданской авиации происходит привязка идентификационного кода продукта БПЛА, регистранта и регистрационного номера реального имени. Дополнительно, в каждом регионе существуют свои требования по регистрации на местных платформах. Например, в г. Шанхае требуется регистрация в «интеллектуальной системе управления и обслуживания беспилотников» (智能无人机管理服务系统), принадлежащей органам общественной безопасности, либо в аккаунте Вичат (китайский аналог WhatsApp) системы органов общественной безопасности «прямой проезд полиции и гражданских лиц» (警民直通车上海).

Лицензирование БПЛА

Сертификационные требования к физическим лицам и организациям, эксплуатирующим БПЛА, содержатся в разрозненных законодательных актах опытного/временного порядка ( 试行 / 暂行 – режим правотворческого эксперимента) и базируются на главном принципе современной китайской административной реформы «упрощение административных процедур, сокращение дискреционных полномочий» (简政放权). На практике это означает упрощенный порядок сертификации, с целью поддержки национального производителя, но с обязательным допуском регулятора и правоохранительных органов  ко всем этапам создания и эксплуатации БПЛА. Китайский регулятор понимает, что к беспилотной авиации все еще применяются расплывчатые требования, поэтому сертификационный режим не должен препятствовать созданию новых разработок. Он действует в экспериментальном порядке, а в основе эксперимента действует принцип древней китайской пословицы: «переходить реку, нащупывая камни» (磨石过河). Соответствующие требования к летной годности и к охране окружающей среды не конкретизированы, что способствует «ручному» управлению сертификационной сферой. С одной стороны, это позволяет сертифицировать БПЛА в упрощенном порядке, с целью поддержки их производства, с другой – является основанием для коррупционной заинтересованности работников сертификационного органа. Лицензирование БПЛА, элементы и конструкция которого признаны в качестве типовых (сопоставимость с пилотируемым летательным аппаратом, предусматривающим соответствие нормам и требованиям по аэронавигационному обслуживанию, взаимодействия со службами организации воздушного движения и т.п.), проходит в установленном порядке испытаний и проверки до получения сертификата летной годности. Данный сертификат удостоверяет, что конструкция и характеристики БПЛА и его элементов, соответствуют типовым конструкциям, а производство – соответствующим законодательству требованиям. При этом, завод-изготовитель несет ответственность (в том числе, уголовную) за каждый экземпляр произведенного БПЛА.
К концу 2021 г. г. Администрация гражданской авиации завершила «сбор мнений» (процедура предваряет возможное принятие законодательного акта в будущем) по следующим «сырым» документам: - «Процедура управления сертификацией летной годности гражданских БПЛА (сбор мнений)» (民用无人机产品适航审定管理程序(征求意见稿));
- «Руководство по анализу безопасности гражданских беспилотных авиационных систем» (сбор мнений) (民用无人驾驶航空器系统安全性分析指南(征求意见稿));
- «Процедура управления регистрацией гражданских беспилотных летательных аппаратов (сбор мнений) (民用无人驾驶航空器登记管理程序(征求意见稿)).
В течение 2022 г. будет проходить работа над усовершенствованием первоначальных редакций указанных документов, обсуждаться решения об их принятии, либо, не принятии. Возможно, работа будет продолжаться в течение нескольких лет, и существует вероятность отказа от принятия документов – в любом случае китайский регулятор предпочитает не спешить с «сырыми» законодательными актами.
В настоящее время для сертификации БПЛА предъявляются следующие требования (их изменение возможно с течением времени).
1. «Малые» БПЛА с массой пустого дрона не более 4 кг., максимальная взлетная масса – не свыше 7 кг., максимальная скорость полета не выше 100 км. в час – сертификация не требуется.
2. Для средних и крупных БПЛА, помимо обязательной регистрации, требуется получение сертификата эксплуатанта. Срок сертификации – 20 дней со дня подачи документов на электронной платформе. В случае отказа заявитель получает письменное объяснение причин отказа.
3. Сертификация требуется для любых БПЛА, используемых в коммерческих целях.
4. Для получения сертификата (лицензии) требуется подача заявления. В заявлении должны быть указаны полные данные на физическое лицо и организацию, включая документы о регистрации БПЛА, контактная информация, документы на право ведения хозяйственной деятельности организации.
5. Лица или организации запросившие процедуру сертификации, должны подготовить руководство по системе управления летной годностью и предоставить его в сертифицирующий орган для ознакомления. В руководстве
должна содержаться необходимая информация, включающая:
-   список возможностей системы управления;
-  организационная структура и описание обязанностей, полномочий и взаимосвязей каждого подразделения компании по производству и эксплуатации БПЛА;
-  требования к персоналу, его компетентности;
- круг обязанностей, включая ответственность менеджеров, менеджеров по летной годности/качеству, инспекторов по соответствию и персонала по управлению качеством;
- контроль процесса, включая изменение конструкции, утверждение изменений конструкции, управление конфигурацией, контроль производственного процесса и контроль поставщиков;
- инспекционные испытания и калибровка оборудования;
- обратная связь по использованию, контроль соответствия продукции;
- контроль документов и иных записей, включая контроль проектных данных, записей о качестве, записей об инспекциях и испытаниях;
-  внутренний надзор за отчетностью;
-  методы управления изменениями в системе управления летной годностью, ручная проверка и методы управления для представления исправленной части ответственным лицам с целью сохранения самого последнего описания системы управления летной годностью.
6. При получении сертификата (лицензии) оператор БПЛА должен пройти обучение и сдать соответствующие квалификационные экзамены (в определенных случаях требуется для управления 1 и 2 классом).
7. Для получения сертификата (лицензии) необходима страховка, покрывающая все возможные риски и ущерб перед третьими лицами.
8.  Создана единая цифровая экосистема получения сертификации (лицензии) на эксплуатацию БПЛА, включающая различные мини-платформы, в том числе по обучению пилотов/операторов.
9. В прохождении процедуры сертификации отказывается лицам и организациям, которые в течение одного года уже подавали документы, однако они были отклонены по причине недостоверности.
10. В прохождении процедуры сертификации отказывается лицам и организациям, которые мошенническим, либо коррупционным путем пытались получить коммерческую лицензию (запрет действует в течение трех лет).
11. В прохождении процедуры сертификации отказывается организациям, которые включены в «черный список» авиационной системы.
12.   Лица или организации лишаются лицензии на эксплуатацию БПЛА в случаях банкротства, роспуска, отзыва коммерческой лицензии.
13.   Сертификат (лицензия) не может быть продан, передан в аренду другим лицам и/или организациям.
14.   Правом на проверку сертификационным требованиям обладают лица с университетским образованием выше бакалавриата и обладающие не менее 2- х летним опытом работы в авиастроении, проектировании или сертификации летной годности.
15. В ходе проведения сертификации проводится:
- исследование документов о летных испытаниях каждого произведенного БПЛА;
- исследование документов о функциональных испытаниях каждого произведенного двигателя и винта;
- осуществляется калибровка и контроль инспекционного, измерительного и испытательного оборудования.
16.   При проведении сертификации необходимо поддерживать обратную связь с производителем для получения и обработки данных о сбоях, неисправностях и дефектах, которые должны включать:
- связано ли изменение конструкции с решением проблемы при использовании;
-  нужно ли вносить изменения в документ о летной годности.
17.   В процессе осуществления процедуры сертификации составляется специальная таблица для расчета степени риска системы менеджмента БПЛА (риск заявителя). Чтобы оценить уровень риска заявителя, необходимо сначала оценить элементы риска (пример. ниже), затем рассчитать сумму баллов каждого элемента, чтобы получить общий балл, и, наконец, определить уровень риска. При сумме баллов по элементу системы выше 70 баллов (включительно) уровень риска системы заявителя – низкий; при сумме баллов от 35 баллов (включительно) до 70 баллов – уровень риска системы менеджмента – средний; при сумме баллов менее 35 баллов, уровень риска системы менеджмента заявителя – высокий.



18. Для оценки, в основном, рассматривается риск, связанный со столкновением БПЛА в полете. На основе двух измерений уровня энергии гражданского БПЛА и уровня вероятности столкновения (при полете в ожидаемых условиях эксплуатации формируется матрица уровня риска БПЛА, показанная на рисунке 1). Желтые области относятся к низкому риску, оранжевые области — к среднему риску, а красные области — к высокому риску.


Уровни энергии

Энергетический уровень гражданского БПЛА определяется с точки зрения кинетической энергии, максимальной взлетной массы и максимальной скорости горизонтального полета. По расчетной кинетической энергии осуществляется классификация: 1 уровень от 34 кДж до 1084 кДж (включая 1084 кДж), 2 уровень от 1084 кДж до 8134 кДж (включая 8134 кДж), 3 уровень от 8134 кДж до 67787 кДж кДж (в том числе 67787 кДж), уровень 4 выше 67787 кДж.

Класс вероятности столкновения.

Классы вероятности столкновения (EC) для гражданских БПЛА, летающих в предполагаемых условиях эксплуатации, определяются путем пролета над густонаселенными пунктами и пролета/нахождения в воздушном пространстве, где обычно летают пилотируемые летательные аппараты. К густонаселенным районам относятся города, пригороды, уездные города или другие районы, где сосредоточено население. Воздушное пространство, в котором обычно летают пилотируемые летательные аппараты, включает воздушные трассы, зоны маршрутов и районы гражданских аэропортов, а также временно выделенные воздушные пространства.
EC представляет собой возможный уровень столкновения, серьезность которого уменьшается в порядке от EC1 до EC4.
1. Оценка риска при сертификации летной годности гражданской беспилотной воздушной системы предусматривает два аспекта оценки: риска системы менеджмента заявителя и риска БПЛА. На рисунке 2 представлена матрица уровней риска при сертификации летной годности гражданских беспилотных летательных аппаратов. Горизонтальное измерение — это риск БПЛА, а вертикальное измерение — риск системы менеджмента заявителя. Желтая область соответствует низкому риску, коричневая область — среднему риску, а красная — высокому риску.



2. В случае прохождения / не прохождения процедуры сертификации в системе должна храниться следующая информация о БПЛА:
(1) Модельные проектные данные, чертежи, процессы, спецификация материалов, рабочие сценарии и ограничения использования;
(2) Программа испытаний (окончательная утвержденная версия и все утвержденные редакции);
(3) Отчеты об испытаниях и их анализ;
(4) Первые издания и все редакции всех утвержденных летных руководств;
(5) Первые издания всех утвержденных руководств (например, документы по сохранению летной годности, инструкции по установке двигателя или воздушного винта);
(6) Служебные журналы (в том числе аварийных служб, служебные письма, переписка с оператором и т. д.).
Производственные материалы:
(1) Записи о производстве продукции;
(2) Записи о закупках и проверках продукции поставщика;
(3) Инспекции и протоколы испытаний продукции в процессе производства;
(4) Записи об утилизации несоответствующей продукции.

Рабочие документы:
(1) Информация о работе над проектом (события);
(2) Протоколы технических совещаний;
(3) Корреспонденция и электронные письма, которые не сформировали решение, действие или позицию проверяющей стороны;
(4) Расписания испытаний;
(5) Данные или чертежи, загруженные из электронной базы данных производителя;
(6) Сканы представленной информации.
Дополнение: регистрация и лицензирование не требуется для трех категорий БПЛА:
1) используемых в помещениях (например, доставка обручального кольца во время брачной церемонии);
2) «малых» (легких) типов (например, управляемые игрушки или для селфи-дроны);
3) при испытании в специально созданных для этого зонах.

Требования к эксплуатации гражданских БПЛА

1. Законодательство требует, чтобы БПЛА летали только в изолированном воздушном пространстве; горизонтальное расстояние между границей изолированного воздушного пространства и воздушным пространством, используемым другими воздушными судами, должно составлялять ≥10 км.
2. В дополнение к ограничениям зоны полета, высота полета БПЛА не должна превышать 120 метров (400 футов). В соответствии с этим требованием, поступающие на рынок КНР БПЛА как национального, так и зарубежного производства, имеют автоматическое ограничение по высоте в 120 м., вносить изменения в настройки запрещено.
3. Полеты БПЛА в контролируемом воздушном пространстве должны согласовываться с отделами управления полетами, с предоставлением маршрута планируемого полета для его утверждения. Например, в г. Чжэнчжоу, все полеты БПЛА необходимо согласовывать с управлением военной (а не гражданской) авиации.
4.  Созданы бесполетные зоны, где запрещены полеты любых БПЛА, кроме тех, которые используются специальными службами в экстренных ситуациях. Операторы БПЛА обязаны сверять маршрут с картой разрешенных и запрещенных зон, которая периодически обновляется на цифровой платформе (некоторые нормы содержат правила, обязывающие прекратить полет при появлении на том же маршруте другого БПЛА).
5. Во многих в региональных актах указывается необходимость согласования полета гражданских БПЛА в системе, путем указания маршрута, даты и времени, высоты и другой необходимой информации (данное требование не распространяется на БПЛА военного, правоохранительного, спасательного назначения). Разрешительный порядок предусматривает обязательное участие в нем местных властей.
6. Запрещены полеты БПЛА близ аэропортов. В каждом регионе расстояние от аэропортов варьируется, достигая 20 км.. В некоторых актах устанавливается, что полет БПЛА запрещается в зонах аэропортов в радиусе 10 км от осевой линии взлетно-посадочной полосы аэропорта, и по 20 км в каждую сторону от взлетно-посадочной полосы).
7. Запрещены полеты БПЛА вблизи военных объектов, железных дорог, метро, туннелей, тюрем, электростанций, крупных предприятий, станций связи, мест хранения химических веществ, атомных электростанций и т.п..
8. Запрещены полеты БПЛА в местах массового скопления людей, густонаселенных районах. В некоторых нормах указано допустимое расстояние полета – 30 м. по горизонтали и 10 м. по вертикали, сюда относятся ж/д станции, порты, стадионы, парки, школы, больницы.
9. В различных регионах КНР действуют свои собственные ограничения, обусловленные местной спецификой. Так, к примеру, во время сессий парламента (Всекитайское собрание народных представителей) запрещались полеты гражданских БПЛА рядом с местом его работы (площадь Тяньаньмэнь г. Пекин). То же самое касается всекитайских и местных съездов КПК. В пров. Цинхай запрещаются полеты БПЛА в «достопримечательностях». Запрещены полеты в местах нахождения военных и правоохранительных учебных заведений.
10.   Не допускается транспортировка запрещенной к обороту продукции средствами БПЛА (химические, взрывоопасные, наркотические, психотропные вещества, оружие, листовки с призывами и т.п.).

Контроль за эксплуатацией БПЛА

1. БПЛА привязаны к системе геолокации, и в случае полета в запрещенных зонах, операторы получают предупреждение от соответствующей системы. Операторы при нарушениях привлекаются к юридической ответственности.  Создана единая и прозрачная системы полетов БПЛА, открытая не только для пользователя и контролирующих органов, но и для обычных граждан, оказавшихся в зоне полета аппарата, в которой БПЛА автоматически транслирует данные своей идентификации, а соответствующие административные ведомства, сотрудники правоохранительных органов и обычные люди могут отслеживать маршруты БПЛА. Это единая интернет-система: «оператор/пилот-регулятор-прохожий- запрещенные зоны»:





2. БПЛА должны использоваться только в светлое время суток.
3. Операторы БПЛА обязаны поддерживать прямой визуальный контакт с устройством во время его полета (ограничение по максимальной дальности полета – 500 м. от места старта).
4. Некоторые местные акты дополнительно устанавливают следующие требования для БПЛА:
- наличие спутникового позиционирования;
- автоматический возврат в точку старта;
- запись лога полета;
- доступ правоохранителя к платформе управления (г. Шэньчжэнь) ;
- установка такого программного обеспечения, которое бы препятствовало изменению настроек БПЛА (пров. Сычуань);
 - БПЛА должен быть оснащен транспондерами и бортовыми «ответчиками» для слежения за полетом).
5. Некоторые региональные акты устанавливают запрет на управление БПЛА оператором в течение 8 часов после употребления лекарств или алкоголя.

Дополнение:
Ряд китайских экспертов-практиков в отрыве от действующего законодательства считают, что для полетов БПЛА требуется соблюдение трех главных условий: 1) наличие у оператора/пилота соответствующего сертификата на управление БПЛА; 2) полет БПЛА только в зонах, утвержденных военными администрациями; 3) наличие согласованного с администрацией гражданской авиации плана полета БПЛА.
По их мнению, этого достаточно для использования БПЛА.
В аспекте передачи информации о полете БПЛА, законодательными актами предусмотрены следующие формы:
-   Интегрированная форма: означает, что соответствующий модуль полностью интегрирован с системой беспилотного летательного аппарата, а данные идентификации собираются и передаются автоматически (долгота и широта; скорость и высота над уровнем моря и др.);
- Независимая форма: означает, что соответствующий модуль не зависит от авионики беспилотного летательного аппарата, а собираемые и передаваемые им данные идентификации поступают из независимого навигационного оборудования, устанавливаемого на фюзеляже беспилотного летательного аппарата.
При этом, необходимо учитывать, что установка независимых передатчиков ADS-B на микро и малых БПЛА, может вызывать вредные помехи.

Юридическая ответственность и незаконная эксплуатация БПЛА

Китайское законодательство характеризуется наличием в нем большого количества репрессивных норм за нарушение действующих правовых предписаний. Рост оборота БПЛА привел к необходимости принятия законодательных актов, не только регулирующих их использование, но и норм, устанавливающих серьезную юридическую ответственность, включая уголовную, за нарушения в сфере эксплуатации гражданских БПЛА (китайские эксперты используют термин «черные полеты», то есть незаконные полеты – 黑飞).
Согласно мнению китайских экспертов, беспилотники представляют собой потенциальную угрозу для национальной политической, внутренней, военной и социальной безопасности. Их полет вблизи аэропорта может повлиять на нормальный взлет и посадку рейсов и нарушить работу аэропорта. Кроме того, случайное падение БПЛА ставит под угрозу личную и имущественную безопасность граждан. Увеличение высоты полета БПЛА, грузоподъемности и дальности полета, приводят к большим рискам, в дополнение к угрозе безопасности воздушного пространства. Существует, также, вероятность использования БПЛА для осуществления преступной деятельности, например транспортировки наркотиков и оружия.
В контексте описанного, отметим некоторые показательные случаи с участием БПЛА, которые потребовали от китайских властей жесткого реагирования на совершаемые нарушения. Так, в апреле 2017 г. использование БПЛА привело к препятствованию полетов самолетов в крупном аэропорте г. Чэнду. В феврале 2021 г. пятилетний ребенок в г. Шанжао получил травму лица (причинение вреда здоровье 2 степени) от БПЛА во время его посадки. В обоих случаях возбуждены уголовные дела, проведено расследование, и виновные привлечены к ответственности.
Сам факт нахождения БПЛА без опознавательных знаков в воздушном пространстве наказывается в административном порядке. Его полет расценивается как нарушение правил полета (за исключение БПЛА менее 250 гр.).

Уголовная ответственность

Одна из отличительных особенностей института юридической ответственности в китайском праве, в отличии от России, заключается в наличии в Уголовном кодексе КНР статей, предусматривающих уголовную ответственность организаций (ст.ст.30 и 31). При этом, сама формулировка достаточно расплывчата, и предусматривает не только применение штрафа в отношении организаций в рамках уголовного процесса, но и возложение уголовной ответственности на их работников: «при совершении организацией преступления, она приговаривается к штрафу, а её управленцы и иные непосредственно ответственные лица, приговариваются к уголовному наказанию» (ст.30). Таким образом, организации, незаконно использующие БПЛА и нарушившие соответствующие нормы УК КНР подлежат привлечению к уголовной ответственности вместе со своими руководителями и ответственными лицами (операторы БПЛА, диспетчеры, курьеры и др.).
Чаще всего уголовная ответственность в рамках действующего УК КНР (в последней редакции 26 декабря 2020 г.35) наступает по главе 2 Особенной части «Преступления против общественной безопасности». Так, за незаконную эксплуатацию БПЛА, совершенной группой лиц в составе 4 человек в г. Таньшань пров. Хэбэй в феврале 2018 г., виновные были приговорены к одному году лишения свободы.

Административная ответственность

Административная ответственность, в аспекте исследуемой проблематики, наступает согласно положениям Закона КНР о наказаниях за нарушение общественного порядка (中华人民共和国治安管理处罚法, принят 28 августа 2005 года, с изменениями от 26.10.2012 37 ). Так, например, п.2 ст.23 предусматривает наказание за «нарушение порядка на вокзалах, в портах, причалах, аэропортах, торговых центрах, парках, выставочных залах или других общественных местах». Могут применяться и положения п.2 ст.64: «Вождение без водительских прав или угон чужих самолетов или теплоходов».
Административная    ответственность    подтверждается     положениями «Закона КНР об охране военных сооружений» (принят 23 февраля 1990 года, с изменениями от 27.08.2009, 27.06.2014, 10.06.2021). Так, за незаконное проникновение в запрещенные военные зоны или воздушное пространство, ответственность наступает по ст.23 Закона КНР о наказаниях за нарушение общественного порядка (п.2 ст.60), а при наличии состава преступлений – по УК КНР.
В каждой административно-территориальной единице действуют свои административные правила, которые точечно дополняют общегосударственное законодательство. К примеру, 15 октября 2020 г. в Шанхае было принято «Постановление народного правительства г. Шанхай об усилении управления безопасностью «низко летающих, медленных и малых» самолетов, таких как беспилотные летательные аппараты, во время 3-й Китайской международной импортной выставки» (上海市人民政府关于加强第三届中国国际进口博览会期间无人机等“低慢小”航空器安全管理的通告).
В период проведения Шанхай ЭКСПО (бесполетная зона действовала с 1 по 13 ноября 2020 г.), местные органы общественной безопасности применяли административный арест и административный штраф в отношении нарушителей за полеты БПЛА. Так, 18 ноября 2020 г. полиция Шанхая впервые в истории города возбудила административное производство против оператора гражданского БПЛА, который во время проведения ЭКСПО неоднократно запускал дрон в запрещенной зоне. Нарушитель был приговорен к 10 суткам административного ареста и штрафу в размере 500 юаней.
Административная ответственность устанавливается и практически всеми указанными в разделе «законы и подзаконные нормативные правовые акты» документами. Так, за нарушение положений «Правил управления гражданскими аэропортами» нарушителю грозит штраф от 20 до 100 тыс. юаней. Указанный размер административного штрафа содержится в «Извещении народного правительства г. Даньдун об усилении защиты безопасности зоны чистого неба аэропорта Даньдун» (丹东市人民政府关于加强丹东机场净空区域安全保护的通告) (приняты 21 июля 2017 г.).

Система поощрения за предоставление информации о нарушениях правил полетов БПЛА

В Китае активно внедряется система поощрения граждан за сообщения о фактах нарушения БПЛА правил полета. Китайский правоохранитель создал целую сеть платформ в Интернете, при обращении к которой, пользователь может в конфидециальном порядке оставлять сообщения о фактах нарушения правовых предписаний. Данная система находится в начале становления. Гражданам рекомендуют обращаться с сообщениями на общегосударственную платформу https://www.12389.gov.cn/, либо по телефону 110 (работает в каждом городе КНР). Кроме того, местные управления гражданской авиации также принимают сообщения о нарушениях (например, в Цинхае по телефоне: 0971-8818487).
Китайский правоохранитель активно поощряет граждан за их сообщения о нарушениях эксплуатации БПЛА. Так, например, в соответствии с положениями
«Извещения об усилении охраны безопасности в зонах досмотра аэропортов военной и гражданской авиации» (关于加强全省军民航机场净空区域安全保护的通告, принято Управлением общественной безопасности г. Чэнду 22 апреля 2017 г.) «все организации и отдельные лица должны соблюдать соответствующие законы и постановления, а также, сотрудничать с функциональными подразделениями военной и гражданской авиации и органами общественной безопасности для выполнения работы по обеспечению безопасности в аэропортах. Поощряется выявление, сообщение о нарушениях, которые могут угрожать безопасности полетов. Как только сообщения о незаконном полете будут проверены, орган общественной безопасности вознаграждает данное лицо суммой в размере не менее 1000 юаней. Характерно, что правительство не ограничивает верхний предел вознаграждения, оставляя право его увеличения в зависимости от обстоятельств сообщения и степени общественной опасности нарушения.
Очевидно, что с течением времени (3-5 лет) система поощрения сообщений о нарушениях в сфере эксплуатации БПЛА будет функционировать в масштабах всего Китая на единой государственной цифровой платформе.

Читать далее: