Новости GLORYAIR

Аналитическое исследование «Беспилотные летательные аппараты: регулирование. Опыт Китая. Часть 3

Часть 3.
НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ ВЫВОДЫ

1.   Китайские власти придают большое значение развитию технологий БПЛА. Общий объем произведенных в 2022 г. в КНР БПЛА, по самым предварительным прогнозам, превысит 15 млрд. долларов США. В Китае проводят прямую корреляцию между уровнем развития БПЛА и успехами в военной, разведывательной, правоохранительной сферах. Развитие соответствующих технологий поддерживается государством, как в указанных сферах, так и в сфере гражданского оборота. КНР лидирует как на внутреннем, так и на международном рынке продаж гражданских БПЛА. Средний ежегодный рост отрасли до 2020 г. составлял 40%, а в настоящее время прогноз не менее 25% в год.
2.   В основе успехов китайского государства в сфере производства БПЛА и технических инноваций, лежит национально ориентированная политика по поддержке собственного производителя. Благодаря этой политике, КНР удалось не только создать на своей территории сеть производственных мощностей, но и «заимствовать» передовой технологический опыт зарубежных государств. Одним из обязательных условий ведения бизнеса иностранными хозяйствующими субъектами на территории КНР, является создание китайского юридического лица. С этим сопряжено обязательство передачи зарубежным производителем технологий и документации на продаваемую в Китае продукцию. Благодаря юридической политике в сфере законодательного регулирования и присутствия зарубежных компаний на китайском рынке, властям удалось получить доступ к иностранными технологиям и создать конкурентоспособную отрасль производства БПЛА, при этом, вытеснив с национального и международного рынков зарубежных конкурентов. Политика суверенизации производства БПЛА – отличительная особенность китайского подхода к исследуемой сфере.
3.   В КНР отсутствуют необходимые для полноценного регулирования БПЛА нормативно правовые акты, а законодательство существенно отстает от развития технологий. Однако это не препятствует росту производства БПЛА, а напротив – идет ему на пользу, не создавая административно-разрешительных преград потенциальным производителям. Вместе с этим, в Китае осуществляется «ручное» управление оборотом БПЛА, что означает наличие значительного количества разрозненных подзаконных и местных законодательных актов с расплывчатым, не конкретизированным содержанием. Для правоприменителя создается возможность оперативного и беспрепятственного вмешательства в данную сферу для целенаправленного её регулирования. При отсутствии единого закона, разрозненные законодательные акты позволяют регулятору незамедлительно прекратить деятельность физических лиц и организаций, нарушающих политику безопасности в сфере БПЛА. Такой особый подход к регулированию упрощает работу правоохранительным органам. От бизнеса требуется лишь строгое соблюдение правил национальной безопасности, и регулятор не будет вмешиваться в его производственную и коммерческую деятельность.
4.   Регулирование БПЛА в КНР осуществляется на трех основных уровнях:
1) на уровне партийных и государственных программ, определяющих вектор развития данной отрасли. К наиболее значимому документу относится программа «Сделано в Китае 2025», предполагающая создание собственных технологий и производств, предотвращяющих зависимость от зарубежных технологий;
2) на уровне законов и подзаконных актов, а также, иных правовых документов. Характерной особенностью данного уровня, является отсутствие единого полноценного закона, регулирующего исследуемую проблематику. Точечное, экспериментальное, временное управление – наиболее соответствует БПЛА-сфере, по мнению китайского правотворца;
3) при предоставлении местным органам власти широких полномочий по принятию необходимых документов, они вправе устанавливать собственные налоговые, инвестиционные, таможенные и другие режимы, предоставляющие преференции производителям БПЛА. В настоящее время лидером по размещению производственных площадок БПЛА является экономическая зона г. Шэньчжэнь, в которой работают самые крупные китайские производители БПЛА.
5.   В сфере оборота БПЛА в КНР создана единая электронная платформа, на которой происходит регистрация БПЛА и выдача соответствующих лицензий на их эксплуатацию. Каждому БПЛА присваивается уникальный номер и QR-code, позволяющий со 100% точностью идентифицировать владельца аппарата, установить маршрут передвижения дронов, полетное время и др. Иными словами, за каждым БПЛА установлен цифровой контроль.
6.   Процедура сертификации БПЛА в Китае все еще находится на стадии разработки. Она основана на фундаментальном принципе современной административной реформы: «упрощение административных процедур, сокращение дискреционных полномочий». Китайский регулятор предпочитает не тормозить процесс технологического развития сферы  БПЛА тяжелыми административными требованиями. При этом центральная и местная администрация не самоустраняется из отрасли, а ее вмешательство ограничивается необходимостью поддержки развития производств в КНР.
7.   Согласно действующим правилам, сертификации подлежат средние и крупные БПЛА. А «малым» БПЛА с массой пустого дрона не превышающей 4 кг., с максимальной взлетной массой не свыше 7 кг. и максимальной скоростью полета не выше 100 км. в час – сертификация не требуется. Лицо и/или организация, запустившая процедуру сертификации должны подготовить руководство по системе управления летной годностью и предоставить его в сертифицирующий орган. Для прохождения процедуры сертификации требуется обязательное страхование рисков и гражданской ответственности.
8.   Для выполнения полетов установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, путем обращения как в компетентные центральные органы гражданской и военной авиации, так и в местные администрации. В случае нарушения установленного порядка, виновные привлекаются к административной ответственности: от штрафа, до отзыва лицензии на право осуществления коммерческой деятельности в сфере БПЛА.
9. В КНР установлена уголовная ответственность организаций, что предполагает их привлечение к штрафу, а ответственных лиц к различным видам уголовного наказания. От бизнеса, работающего в сфере БПЛА, требуется обязательная регистрация юридического лица на территории КНР. Работа организации, зарегистрированной в оффшорных и иных зарубежных юрисдикциях, запрещена.
10. В настоящее время в Китае создается общегосударственная система принятия сообщений о нарушениях в сфере эксплуатации БПЛА. Любой гражданин, установивший факт соответствующего нарушения, уже сейчас может обратиться (даже анонимно) в администрацию гражданской авиации, и в случае подтверждения представленной информации получить вознаграждение. Государство возлагает на общественность квазипубличные контрольные функции в сфере БПЛА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Регулирование БПЛА в КНР все еще серьезно отстает от темпов их технического развития. В целях стимулирования отрасли производства БПЛА, китайский регулятор пошел по пути предоставления максимальных преференций национальным производителям, что с течение времени дало положительные результаты. В настоящее время проводится комплексная работа по усовершенствованию системы сертификации БПЛА в соответствии с требованиями безопасности полетов, политики партии по инновационному развитию Китая. Опыт Китайской Народной Республики в регулировании исследуемой сферы, является чрезвычайно успешным и должен всесторонне изучаться российской наукой и практикой. Необходимо интенсифицировать двусторонние контакты с китайской стороной для возможного использования их наработок и понимая допущенных ошибок, в целях комплексного развития производства БПЛА в Российской Федерации.
Автор: Главный аналитик Российско-Китайской Гильдии коммерции (СОВЭД),
Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока Российской академии наук, кандидат юридических наук Трощинский Павел Владимирович